Что такое черный ящик самолета и почему он не черный

Чёрный ящик – важнейшая часть самолёта, ведь с его помощью можно узнать все произошедшие события. Он попадает в центр внимания СМИ и общества после каждой авиакатастрофы. Что же это за загадочный предмет? Разберемся, как устроен черный ящик и почему он так называется, если на самом деле он не черный!

1.

Что такое черный ящик самолета и почему он не черный
Официально черный ящик называется бортовым самописцем. Устройство записывает все параметры полета летательного аппарата – скорость, высоту, направление движения, давление воздуха, переговоры экипажа и так далее – всего 256 параметров.

В самолете предусмотрены два комплекта черных ящиков – аварийный и эксплуатационный. Только первый прибор защищен от внешних воздействий. Он покрыт стальным или титановым корпусом и обеспечивает сохранность данных в самых экстремальных ситуациях. Именно его ищут спасатели после аварии.

Аварийный черный ящик способен пережить получасовой пожар, выдержать огромное давление и сохранять герметичность под 6 километровой толщей воды в течение месяца. В нём даже предусмотрены радио- и гидроакустический маяки для быстрого поиска в случае аварии.

Черный ящик на самом деле не черный
Обычно бортовой самописец имеет форму шара или цилиндра и окрашен в оранжевый цвет. Такая форма лучше сопротивляется внешнему давлению, а яркий цвет позволяет быстро найти устройство среди обломков

2.

Что такое черный ящик самолета и почему он не черный
Прибор называют чёрным ящиком лишь потому, что изначально параметры самолёта регистрировались на фотопленку. Она была уязвима перед солнечным светом. Чтобы защитить её от засветки, аппарат выкрашивали в чёрный цвет.

Сегодня черные ящики используются не только в авиации, но и в железнодорожном, автомобильном и водном транспорте. Информация в них хранится на надежных флеш-накопителях и защищена чуть ли не лучше самого транспорта.

К несчастью, часть техники до сих пор обеспечена старыми бортовыми регистраторами – на оптической и магнитной основе. Учитывая, что именно такие самолеты чаще всего и падают, то возникают проблемы с расшифровкой черных ящиков. Они просто менее прочные и часто повреждаются.